Ошибки веб-разработки, которые губят SEO. Часть 1. Этап проектирования
Есть ошибки веб-разработки, которые дорого обходятся владельцу сайта. Они приводят к тому, что сайт понижается в поисковой выдаче, а то и вовсе исключается из индексации, а исправить их непросто. Но проблем можно избежать, если знать о них заранее. В этой статье расскажу об ошибках на стадии проектирования сайта. А в следующей раз — о проблемах при сборке и релизе.
Содержание
Ошибка №1. Не продумать структуру сайта
Ошибка №2. Не собрать семантическое ядро
Ошибка №3. Неправильно выбрать CMS
Ошибка №4. Не продумать путь пользователя
Ошибка №1. Не продумать структуру сайта
От правильной структуры каталога зависят не только поведенческие факторы ранжирования, но и релевантность сайта поисковым запросам. Логика поисковых систем понятна: в топе выдачи будут страницы, которые точно отвечают запросу пользователя. На них содержатся все нужные данные и нет лишней информации.
Если пользователь ищет «дома из бруса», то и в топе мы увидим страницы с каталогами проектов, преимущественно содержащие только «дома из бруса», а не из кирпича или сип-панелей.
Создавайте понятную структуру каталога услуг или товаров, делайте перелинковку, добавляйте навигацию — тогда конверсия и средняя позиция сайта в поиске будут расти.
Ошибка №2. Не собрать семантическое ядро
Представим сайт детских игрушек с большой номенклатурой товаров. Обычно при проектировании страниц начинают собирать запросы просто по общим фразам:
- кубики;
- пирамидки;
- конструкторы;
- куклы;
- солдатики.
И образуется структура:
Кажется, всё в порядке. Но если подумать ещё немного, окажется, что есть еще несколько характеристик этих игрушек.
- Кубики, пирамидки, пазлы и конструкторы — это «развивающие игрушки»;
- Куклы — преимущественно «игрушки для девочек»;
- Солдатики — это преимущественно «игрушки для мальчиков».
Если дополнительно добавить их в структуру, можно не только улучшить навигацию, но и охватить дополнительные группы запросов.
Может случиться так, что один и тот же подраздел, будет в нескольких разделах сразу — это вполне себе верно. Например, пазлы и кубики могут быть с героями мультиков преимущественно для девочек или мальчиков. Значит, их тоже можно добавить в соответствующие подразделы. В конструкторы чаще играют мальчики, а в пирамидки играют все — добавляем эти группы в каталог.
Подобная организация каталога поможет захватить большую группу смежных, перекрестных, и состоящих из 3-4 слов ключевых запросов. Это даст сайту больше дополнительного трафика, а «длинные» запросы помогут нам попасть в голосовой поиск. Именно поэтому правильная структура сайта начинается со сбора поисковых запросов, а не наоборот.
Для начала стоит определить интересы целевой аудитории, и составить список запросов, по которым вас могут найти. Затем нужно распределить запросы по страницам сайта таким образом, чтобы определенная группа запросов отвечала одной странице сайта. У вас получиться список разделов и подразделов сайта. Для них SEO-специалист сможет составить задание на наполнение текстовым и визуальным контентом.
Ошибка №3. Неправильно выбрать CMS
Чаще всего при выборе CMS, или «движка сайта», разработчики ориентируются только на цену. И это грубая ошибка — неверный выбор CMS приводит к тому, что на руках у владельца остаётся сайт, который постоянно ломается, долго грузится, теряет заказы клиентов. Чинить его приходятся с помощью «костылей». А из-за постоянных проблем на сайте, ухудшаются факторы ранжирования в поиске, падает трафик.
Выбирать CMS необходимо, ориентируясь на возможности, которая вам нужны. При этом не стоит сразу углубляться в сравнение всех фич CMS и их стоимости.
Для начала составьте список функциональности, которая потребуется для взаимодействия с клиентами, службой производства, складом, отделом продаж и маркетингом, и даже с бухгалтерией.
Затем создайте список людей, которые будут работать с сайтом и коммуницировать с клиентами, добавьте туда рабочие задачи.
И наконец, не забудьте учесть, на каком языке программирования создана выбранная вами CMS. Чем он популярнее, тем меньше вы будете привязаны к одному разработчику. К тому же, это повышает вероятность того, что любая кастомизация будет выполнена качественнее. Только после этого можно выбирать CMS.
Если следовать этой рекомендации, то в будущем, во время стремительного роста бизнеса, ваш сайт потребует меньше доработок.
Ошибка №4. Не продумать путь пользователя
Пользователи — ещё те привереды. Не найдя на сайте корзины, телефона или чата, большая часть потенциальных клиентов уйдет к конкурентам. Поэтому важно, чтобы работали чаты и поддерживались разные способы оплаты, были карты офисов, поддержка после продажи и другие сервисы.
Чтобы сайт не отталкивал клиентов и не падал в поиске, стоит тщательно продумывать Customer Journey Map (CJM), путь клиента. Как это сделать — тема отдельной статьи. Я перечислю лишь некоторые моменты, на которые нужно обратить внимание. Продумайте:
- куда клиент будет переходить по навигации сайта;
- какие баннеры и окна pop-up он будет видеть;
- как можно связаться с менеджером или техподдержкой;
- как добавлять и удалять товары или услуги из корзины;
- как применить промокод, добавить товар в избранное;
- как привязать карту или отвязать ее;
- какие поля должны быть при оформление заказа;
- будет ли у посетителей личный кабинет, что можно делать внутри него.
Резюме. Что учесть, проектируя сайт
- Продумайте логичную структуру сайта.
- Сначала узнайте, по каким запросам могут искать ваши товары или услуги, а затем проектируйте каталог.
- Выбирайте CMS не по цене, а по нужной функциональности.
- Продумывайте путь пользователя.
Это был обзор распространённых ошибок во время проектирования сайта, которые губят SEO. Во второй части расскажу, что обязательно должен помнить веб-разработчик на этапе сборки и релиза.