История IT-аутсорсера: как за 3 дня перенести сотни почтовых ящиков и получить новых клиентов
Алексей Хитрин, предприниматель и пользователь ispmanager открыл для своих клиентов новый почтовый сервис. Для программного управления он выбрал ispmanager — это помогло сэкономить и быстро развернуть сервер. Своими впечатлениями Алексей поделился Вконтакте. Ну а мы расспросили ещё чуть подробнее, как все происходило. Читайте рассказ Алексея далее.
С 2004 года я предприниматель — системный администратор на аутсорсе. Занимаюсь поддержкой компьютерных систем. Работаю на компании, у которых не хватает бюджета на содержание системного администратора в штате, либо которым требуется специалист с углублённым опытом для выполнения работ. Среди клиентов есть достаточно крупные компании с оборотом свыше 5 млрд в год. Опыт системного администрирования большой и разнообразный.
Как было
Раньше мне не приходилось вникать в работу почтового сервера. Вся почта наших клиентов была на Яндекс 360, и это было удобно, а главное — бесплатно. Зачем придумывать что-то ещё? Люди уже пользуются привычным решением.
В апреле, когда Яндекс сделал свою доменную почту платной для тех у кого больше трех почтовых ящиков на домене, пришлось срочно всё менять. У нас было около 168 почтовых ящиков. Мы смогли сократить их до 100-110. Но всё равно выходила очень приличная сумма за оплату сервиса.
Какое решение искал
Сначала смотрел в сторону Microsoft Exchange. Но легальное решение достаточно дорогое, а нелегальное и есть нелегальное. К тому же, неизвестно, что будет с продукцией Microsoft, когда зарубежные компании уходят с российского рынка, а государство призывает переходить на отечественное ПО.
Рассматривали бесплатные Linux-решения. Оттолкнуло отсутствие техподдержки: для нас оно означало бы «варись сам в своём соку, а если что-то случится, это твои проблемы».
Я стал изучать тему переноса почта в ispmanager. С этой панелью я был знаком — мы размещаем на ней сайты клиентов. Увидел группу ispmanager Вконтакте и новость, что появился инструмент для миграции с Яндекс 360. Я подумал: «О, это то, что нам нужно!» Вопрос уже был решён.
Какую инфраструктуру подготовили
У нас есть отдельный сервер на Windows с избыточными ресурсами. Мы подняли гипервизор и развернули две виртуальные машины с жёстким разделением ресурсов: ядер и памяти. Прикрутили мониторинг Zabbix – он отправляет мне уведомления в Телеграм, если что-то не так. Одну из виртуальных машин выделили под почту и установили ispmanager. Со всем этим ПО он не конфликтует.
Как происходила миграция
Миграция проходила в два этапа: сначала мы все проверили на тестовом сервере, а затем выкатили сервис в прод.
На первом этапе я создал домен третьего уровня и попытался настроить панель на нём. Перенёс, создал почту. Проверял, как она будет ходить, обкатал все детали и только потом взялся за рабочую. На это оставалось три дня: мне нужно было перенести все из пилотного проекта в продакшн. Мы начали импортировать почту в пятницу вечером, и в понедельник она уже должна была работать.
Больше всего проблем возникло из-за того, что мне пришлось осваивать новое в сжатые сроки и изучить кучу материалов по настройке ресурсных записей. Нужно было прикрутить сертификаты, и корректно подключить TXT-записи, которые связаны с работой почтовых сервисов.
Техподдержка ispmanager: неожиданно на высоте
Техподдержка — это отдельная песня. Честно говоря, не ожидал. На момент миграции я пользовался триальной, бесплатной версией ispmanager. Ожидал, что техподдержка будет от меня отмахиваться, как это уже случалось у меня с другими сервисами. Но техподдержка была на высоте. Отвечали даже на те вопросы, которые не связаны с панелью. Что-то не так пошло в дебрях Linux — но мне тоже отвечают, а не посылают разбираться самостоятельно.
Очень приятно, что отвечали в пределах 10-20 минут, максимум часа. Причём переписка велась даже ночью, так как приходилось работать до 4 часов утра.
Результаты: почта работает, клиенты пользуются
По сравнению с Яндексом, клиенты жалуются на некрасивый интерфейс Roundcube, но это придирки.
Ещё жаловались на недостаточный объём максимальных почтовых вложений, но это решили очень быстро настройками в ispmanager.
Почта нормально настроилась и работает. Разве что не хватает дополнительных сервисов, которые были у Яндекса: Формы, Яндекс Диск. Кто-то к этому привык. Я считаю, что это просто вопрос привычки.
Приятный эффект: появились новые заказчики
Благодаря тому, что мы прокачали кейс с переносом почты, у нас появились новые заказчики. Это клиенты, которые тоже вынуждены платить Яндексу. Им интересно наше предложение по настройке своего почтового сервера. Буквально в эти выходные мне опять предстоят бессонные ночи — на подходе очередной почтовый сервер.