Как подготовить сайт к длинным выходным
В преддверии длинных выходных офисы пустеют, а люди закрывают рабочие ноуты и отправляются нарезать салаты и заворачивать подарки. Однако для владельцев сайтов и администраторов серверов не всё так просто, ведь им нужно сделать всё возможное (а порой и невозможное), чтобы их проекты стабильно работали даже во время новогодних каникул.
Содержание
- Резервное копирование данных
- Обновление программного обеспечения
- Место на диске
- Мониторинг и уведомления
- План аварийного восстановления
- Отключение неиспользуемых сервисов
- Уведомление пользователей
- Пополнение баланса
Резервное копирование данных
Обязательно проверьте работу резервного копирования и убедитесь в том, что данные сохраняются корректно и у вас есть актуальная копия. В случае непредвиденных ситуаций или проблем с сервером, вы сможете быстро восстановить данные из бэкапа и вернуть сайт к работе.
Если резервного копирования нет — обязательно настройте его. Для этого можно написать свой скрипт для бэкапов, подключить сторонний сервис или воспользоваться возможностями панели ispmanager. Подробнее в документации ispmanager.
Обновление программного обеспечения
Проверьте, что во время вашего отсутствия не планируется никаких серьёзных обновлений, которые вы не сможете проконтролировать. Лучше отключить автообновление и отложить такие вещи на послепраздничный период, чтобы у вас была возможность протестировать новые версии ПО перед обновлением, проследить за самим процессом и быстро среагировать, если что-то пойдёт не так.
Место на диске
Оставлять сервер на длинные выходные с диском, на котором свободно всего несколько гигабайт — так себе идея. Всегда стоит иметь в запасе хотя бы 30% от занимаемого пространства.
Переполнение диска может привести к проблемам с обработкой запросов, увеличению времени отклика и снижению производительности приложений. Также некоторые приложения или службы могут перестать работать, если на диске не хватает места для хранения временных файлов или журналов. Уже не говоря о том, что если серверу будет некуда записывать новые данные, то вы потеряете информацию.
Узнать, сколько места доступно на вашем диске, можно с помощью дашборда ispmanager — Ресурсы сервера. Также рекомендуем проверить правила ротации логов, объём кэша ваших сайтов и локальные резервные копии.
Избежать проблем из-за нехватки места на диске также поможет следующий пункт.
Мониторинг и уведомления
Убедитесь, что на вашем сервере установлены инструменты для мониторинга и оперативных оповещений. Это могут быть простые скрипты или более серьёзные решения вроде Zabbix, главное, что они позволят вам получать уведомления о любых проблемах на сервере и своевременно на них реагировать.
Чтобы мониторинг действительно был полезен, внимательно расставляйте триггеры. Например, уведомление о том, что у вас закончилось место на диске, конечно, имеет смысл, но решить проблему не поможет. Лучше поставить триггеры на 70%, 80% и 90% заполнения, чтобы заблаговременно подключиться и добавить место или освободить его.
Не забудьте отдельно настроить проверку работы мониторинга. Порой, отсутствие уведомлений о проблемах тоже может быть проблемой — например, если мониторинг упал вместе с сервером.
План аварийного восстановления
Разработайте план аварийного восстановления, содержащий шаги, которые необходимо выполнить в случае серьезных проблем с сервером или сайтом. Такой план может включать в себя контакты экстренной поддержки, хостинг-провайдера, а также инструкции по восстановлению резервной копии данных. Проверьте, что у всех ответственных лиц есть нужные доступы (SSH, панель управления, VPN и т.д.). Замечательно, если он вам не понадобится, но лучше иметь его на крайний случай.
Отключение неиспользуемых сервисов
Отключите все неиспользуемые сервисы, которые могут потреблять ресурсы сервера и представлять угрозу безопасности. Это поможет снизить риск возникновения проблем и увеличить производительность сервера.
Уведомление пользователей
Заранее уведомите пользователей о важных изменениях в работе сайта, например, если онлайн-чат не будет работать в праздники или служба поддержки будет отвечать в ограниченном режиме — разместите информацию на главной странице сайта, в социальных сетях или отправьте письмо по электронной почте.
Пополнение баланса и продление услуг
Если вы пользуетесь услугами хостинга, проверьте, что средств на балансе хватит как минимум до тех пор, пока вы не вернётесь к работе, чтобы избежать неприятных ситуаций, связанных с недостатком средств на счете и временным отключением услуг. Особенно это касается юридических лиц, которые оплачивают услуги по счёту, потому что в праздники платежи могут идти дольше обычного.
Если в этот период планируется продление домена, SSL-сертификата или других услуг, об этом тоже стоит позаботиться заранее. Тем более в преддверии праздников это можно сделать гораздо выгоднее благодаря новогодним акциям.
В честь Нового года FirstVDS дарит скидки на аренду виртуальных серверов и заказ SSL-сертификатов:
- -20% на заказ нового VDS по промокоду DRAGONYEAR. Скидка распространяется на 1, 3, 6 или 12 месяцев при единовременной оплате за этот период.
- -10% на покупку SSL-сертификатов AlphaSSL и AlphaSSL Wildcard.
Воспользоваться скидкой можно до 15 января 2024 г.